Озеро Окункуль

Когда я впервые съездил на озеро Большие Аллаки в Челябинской области, то понял, что это направление для меня очень даже перспективное. Ведь там множество озер, и очень удобно добираться до любой точки по Челябинскому тракту с помощью сайта Бла-бла-кар - машин едет такое количество, что можно выбрать на любой вкус: цену, марку, время... Дома я изучил карту, и определил несколько озер, куда хотел бы съездить. Чтобы озеро было не заболочено, без крупных поселков на берегу, не у самой дороги, но и не слишком от нее далеко, чтобы пешком дойти не тяжело.

Под такие требования как раз подошло озеро Окункуль, тем более что из всех Челябинских озер, оно находится ближе к Екатеринбургу. Судя по очертаниям берега можно найти хорошую стоянку с твердой землей и подходом к воде. И вот в середине июля на неделе я решил съездить на Окункуль - и ногами подвигать, и позагорать, и искупаться. Сложность была только в том, что накануне поездки, как на грех, активизировались мои клиенты, и подкинули кучу работы. Поэтому мой изначальный план сходить в поход на три дня с двумя ночевками пришлось скорректировать, сократить до двух дней, чтобы не попасть на выходной день.

Само озеро Окункуль небольшое, примерно 5 на 3 км. От Челябинской трассы до озера 5 км. Название, скорее всего от слова окунь, видимо раньше окуней там было достаточно, сейчас все повылавливали. Берега озера доступны с восточной стороны, там на берегу поселок Тихомировка, ну поселок очень маленький, одна улочка. Рядом есть платная зона для отдыха, там чистота и порядок, но народу в хорошую погоду очень много, пешком там можно бесплатно загорать и купаться, деньги берут за машину и палатку.

В западной части озеро соединяется протокой с другим озером, Малый Окункуль, оно раз в двадцать меньше, подходов к нему нет, заросли. В южной части из озера вытекает сток, и через поселок Воздвиженка впадает в озеро Синара.

Это вторая часть рассказа, рекомендую начать с первой.

Поездка на озеро Окункуль, часть 2

Утром я не услышал будильника, и проснулся гораздо позже. Полежал, открыл глаза, вроде бы светло, но солнца нет. На палатке капли, и трава, наверное, тоже мокрая. Так что спешить из домика выходить смысла нет. Долежал я до семи утра, проснулся окончательно, и тут на палатке заиграли первые робкие лучи солнца, пробившиеся сквозь облака. Так что появилась надежда, что небо расчистится, и будет тепло и сухо.

Выбравшись наружу, я огляделся. Правая часть неба уже совсем расчистилась, и облака уплывали все дальше. Так что погода будет солнечной. Трава еще была мокрой, но земля уже начала подсыхать. А на середине озера уже стояла пара лодок с рыбаками. Я обтер тент, чтобы он скорее высох, как раз и солнышко его стало пригревать. Стал понемногу делать зарядку, завтракать, чаю горячего выпил... А кругом была такая красота - лучи солнца попадали пока только на кроны и верхнюю часть стволов сосен, и создавали там такие сказочные переливы света, что дух захватывает!

Вытащил я потом вещи из палатки, тент повесил сушиться. И решил все-таки сходить до речки Шумихи. Перед выходом окунулся в озеро разок, посидел там в приятной водичке, умылся. Сланцы свои оставил сушиться под деревом, вряд ли кто сюда придет так рано. Сложил все в рюкзак, оделся в штаны и кроссовки. Думал еще, надевать ли новые носки? Нет, наверное, не стоит, сейчас по мокрой траве идти, все равно промочу. А вот кофту надевать не стал, надеясь, что насекомых кусачих не будет. Да и футболка у меня светлая, голубая, на такую слепни не сильно реагируют.

Взял с собой навигатор, фотоаппарат, яблоко и тряпку - руки вытирать. А рюкзак надо было спрятать, отошел метров сто по дороге, нашел место, где росли четыре большие елки, и кругом них кусты. Вот там и схоронил вещички, аккуратно пройдя, чтобы траву не примять. Посмотрел с дороги - а часть рюкзака немного видна. Вернулся, и пододвинул рюкзак, чтоб уж точно не видно его было. И вот примерно около девяти утра я вышел в путь в сторону протоки до Малого Окункуля.

Шел по колее вдоль берега, ясно, что ездят здесь довольно редко. Трава была пока вся мокрая, потому что густая. И, как я ни старался выбирать места посуше, все равно кроссовки сразу промокли. Спугнул несколько раз уток из-под берега. Пару раз я останавливался, чтобы собрать ягодки земляники, съел несколько горсточек. А в одном месте нашел одну ягоду спелой лесной клубники, намного крупнее земляники, и листья другие. Вкусная! А еще на дороге часто попадались маслята - по обочинам, и даже прямо на середине тропы. Но у меня в планах их собирать не было.

Дальше на берегу снова были натянуты сети в озеро. Все искал стоянки получше, но моя точно была самая удобная. Места под палатку, конечно, были, но кругом или заросли травы, или спуск в воду плохой. Лес стал реже, появились открытые пространства, и травы там было больше. И сразу начали летать оводы, и меня покусывать.

Потом дорога повернула направо, и пошла вдоль речки - она здесь уже протекала. В заливчике у нее рыбачили. Увидел у речки просвет, больших деревьев нет, а заросло все ивняком. И идет туда еле заметная тропка. Я по ней прошел метров сто среди высокой травы, и увидел воду - вот она, речка, широкая протока. На противоположном берегу какая-то земляная насыпь. Наверное, когда-то давно здесь был мостик. Но к самой воде мне подойти не удалось. Метров 10 до нее начинался заболоченный участок с хлипкими кочками. Так что вернулся я на основную тропу.

Хотел по ней пройти, чтобы проверить, нет ли там дальше подхода к реке. Снова шел в облаке оводов, пока не заметил, что тропа забирает от речки все правее. Видимо, нет через нее переходов... Так что я оставил идею подойти к реке, и решил вернуться. Погулял я достаточно. Сорвал ветку, и обмахивал по пути себя от слепней. Футболка моя вся промокла от капель с кустов и травы, штаны все в желтой пыльце от цветов.

Там, где впадала речка Шумиха, я решил подойти к берегу озера, вроде земля была твердой и сухой. Нашел остатки вагончика, развалившегося от старости. Напротив меня стояла лодка рыбаков, но никакого красивого вида на заливчик не открывалось. Так что я решил идти обратно к стоянке. Настрадался - плечи горят от укусов, как крапивой настеганные, весь мокрый, вспотевший...

В лесу слепни постепенно от меня отстали. Съел яблочко, и довольно скоро пришел к стоянке. Было около 11 часов, так что часа два я гулял. Забрал рюкзак, разделся, разложил одежду и обувь на просушку, и первым делом пошел в воду, сел на дно, высунув только голову. Зуд от укусов понемногу прошел. Блаженство! Так я отдыхал какое-то время. Потом вышел на берег, и сел загорать на пенек. Рядом по березке прыгала маленькая птичка, не то зарянка, не то горихвостка... Так хорошо было, что уходить совершенно не хотелось.

До речки и обратно я нагулял чуть больше шести километров, и время чем-то интересным занял. Так что дальше буду здесь, решил я. Для обеда сделал маленький костерок, насобирав сосновых веточек, и взяв ветки покрупнее из кучи валежника - их здесь несколько, наверное, лесники лес чистят. Воды в котелок граммов 200 залил, и поставил кипятить. Залил потом лапшу, предварительно поломав, чтоб покороче была. Подождал, пока заварится, нарезал пока хлеба и колбасы. И в районе часа дня пообедал. Запил чаем с конфетой. Ну все, пора загорать! Постелил штаны и футболку, и лег на них голенький. И на спинке полежал, и на животе, но так, чтобы не обгореть.

А потом позвонили мне из города, и сообщили, что забронировали на обратный путь машину на Бла-бла-каре. В шесть часов на повороте меня будут ждать. И телефон водителя дали. Прекрасно. Загораем дальше... И тут обнаружилось, что я ко второму дню все-таки освоился, вошел в режим отдыха, и теперь меня ничего не тревожило, и не хотелось постоянно куда-то бежать и что-то делать. Наоборот, наслаждался тишиной и покоем. Глянешь вверх - там синее небо, в нем сосны колыхаются...

Со временем стало жарковато, и я передвинулся в тень. А еще достал подушечку из палатки, чтобы удобнее было, и стал дальше любоваться лесом. Стволы сосен так красиво подсвечены солнцем, трава зеленеет, тропинка уходит вдаль... Бабочки летают, садятся на мои вещи, оживляя картинку. А многие и на меня, как всегда, садились. Любят меня бабочки. Еще иногда щекотно бегали по мне муравьи, но они-то меня не беспокоят, не кусачие же.

Так я лежал, а потом мне пришла в голову мысль, что у меня же нет здесь ни одной фотографии с моим участием. Дай-ка, думаю, попробую что-нибудь придумать. Взял фотоаппарат, примостил его на ровную досочку, поставил на автоспуск, и вошел в воду. Сделал несколько кадров со спины, и оглянувшись. Заодно и освежился в озере.

Ну, было уже три часа, пора собираться, чтобы к шести у трассы быть. Обтерся, оделся, собрал рюкзак, попрощался с хорошей стоянкой, поблагодарил приветливый лес и прекрасную погоду. Накрошил немного крошек булочки муравьям и рыбкам. Оглянулся в последний раз, вздохнул, и пошел в обратный путь, к Тихомировке. По пути еще несколько фотографий сделал, уж больно вид лесной дороги красивый. Было уже минут десять пятого, так что двигаться надо скоренько.

Идти обратно было легко, приятно, только жарковато немного, солнышко-то палит. Прошел я лесок, прошел мимо отдыхающих на окраине поселка, прошел мимо здоровенной усадьбы из нескольких построек, напоминавшей гостиницу. Была там рядом и беседка, и качели, и турник...

Вошел я в Тихомировку, увидел людей, которые что-то там строили, и попросил у них воды. Говорю, скважина же у вас, наверное, есть? А они отвечают - да, есть, только сейчас электричества нет, насос не работает. Но набранная вода есть, можем кружку налить. И женщина вынесла мне кружку прохладной воды. Попил я, поблагодарил, и пошел дальше. Можно было здесь угол срезать, и путь сократить, но я решил идти так же, как сюда, через кемпинг - хотел набрать таволги (филипендулы).

Сегодня была пятница, и я заметил, что машин с отдыхающими на берегах Окункуля было теперь намного больше. Они были всюду! Пришел я на поляну с таволгой, куда надо было идти через высокую траву. Скинул рюкзак, взял пакет и ножницы, и пробрался до заветных пушистых и душистых белых цветочных кисточек. Настриг их побольше (а дома, когда они высохли, все равно оказалось маловато). В последний раз окинул взглядом озеро Окункуль, и отправился дальше, прицепив пакет к рюкзаку.

У кемпинга повернул налево, и там тоже отметил, что народу тьма. Шел к трассе, навстречу попадались машины. Прошел по поселку Черкаскуль, кинул прощальный взгляд на местное заросшее озерцо. Хотел было зайти еще в магазин, но решил, что не стану рисковать, вдруг машина пораньше подойдет. И через 15 минут, в 17.45, я вышел к трассе. У меня ее оставалось в бутылочке граммов сто воды, и я ее по глоточку пил. А есть совсем не хотелось, поужинаю уже дома.

Стоял, ждал машину. Мимо меня медленно прошел нетрезвый и очень уставший мужичок. Спросил, останавливаются ли здесь автобусы на Екатеринбург. Я ответил, что они здесь ездят, а вот есть ли остановка - не знаю. И он побрел дальше...

В шесть пятнадцать я уже заволновался, где же машина. Но тут позвонил водитель, и сказал, что сейчас меня заберут. Подъехал он только в половине седьмого. Машина - иномарка, мини-фургончик с тремя рядами сидений, по три в ряд. И дверь только с одной стороны. В машине все места были заняты, кроме одного. Я его занял, и мы поехали. Водитель сказал, что минут через 40 будем в Екатеринбурге. Странно. Как-то не верится, что такое возможно - во многих местах ремонт дороги, движение замедляется...

Проехали мы несколько километров, он свернул на заправку, там постоял минут десять, чтобы отдохнуть и людям дать сходить в туалет. Поехали дальше. И через какое-то время водитель в машине закурил. Я стал размышлять - не сделать ли замечание? И не знаю, был ли на сайте Бла-бла-кар запрет на курение в машине? Ну, пока промолчал. Проехали мы все ремонтные участки дороги, поворот на Сысерть, подъезжаем к Химмашу... И вдруг водитель поворачивает направо, на объездную. Так можно теперь только со стороны Пышмы в город въехать. А когда я садился в машину, я еще уточнил, что мы едем до метро Ботаническая, и водитель подтвердил.

Парень, сидевший рядом со мной, заволновался, и попросил остановиться здесь, чтобы он вышел. Но водитель отчего-то только прибавил газу, пробормотав "Ничего, мы быстренько". Очень странно... Тут впереди мы заметили хвост длиннющей пробки. Неужели мы сюда сейчас встрянем, и будем на солнцепеке париться? Но водитель развернулся, и поехал обратно, в сторону Химмаша. Потом развернулся и снова поехал обратно, к Сысерти. При этом парень второй раз попросил его высадить - безрезультатно!

Я не понимал, что происходит. И водитель молчит, пассажирам ничего не говорит. Может, я один не в курсе? Через пару километров водитель снова развернулся в сторону Екатеринбурга и поехал направо. Потом какими-то переулками поехал в Арамиль, проехал через него, провез нас какими-то базами... Здесь он высадил одного пассажира. На обратном пути проехал через аэропорт, но с другой стороны. Я уже думал, а не выйти ли здесь, а то эти покатушки достали уже. Маршрут же был заявлен совсем другой, через метро Ботаника!

После Кольцово мы выехали на Кольцовский тракт, и направились к Екатеринбургу. Там надо было съехать с этой дороги, чтобы попасть на улицу Белинского и к метро. Люди водителю говорили, что надо поворачивать, но он прозевал, и проехал поворот, а потом и следующий. Блин, такое чувство, что в Екатеринбурге он впервые, и навигатора никогда не видел. На Щорса он нарушил все правила, развернулся, проехал по Машинной, и, наконец, подвез нас к метро.

Парень сильно психовал, видно, опаздывал уже везде. Я, расплачиваясь, спросил, что же водитель так по-свински с пассажирами поступает, в машине курит, маршрут меняет, как хочет, время в пути увеличилось в разы... Мужик напрягся, и стал оправдываться. Я махнул на него рукой, и пошел в метро с подпорченным настроением. Есть уже сильно хотелось. Допил я воду из бутылки, в метро было прохладно. На Уралмаше вышел, и ощутил, что на улице стало ее более душно и жарко. Дошел я до дома, поднялся, а там меня ждет холодная полуторалитровая бутылка пепси. Я ее за остаток вечера всю и выдул.

Ну что же, несмотря на всякие непонятки с водителями, я был доволен поездкой. Узнал прекрасное и доступное озеро Окункуль, куда можно и летом, и осенью ездить. Там чисто, тихо, турбаз нет, зато есть чудесная стоянка, где я ночевал. И погулял я, и погрелся, и искупался... Новые кроссовки повели себя достойно, все выдержали. И фотографии хорошие на память остались. За весь поход за два дня я натоптал 26,4 километра.

Как добраться до озера Окункуль

Озеро Окункуль находится в 75 км. от Екатеринбурга, если считать от метро Ботаника. Самым удобным способом добраться до озера можно считать Бла-бла-кар. Направление популярное, машин много. Выходите на трассе, около поворота в сторону поселка Черкаскуль, и от трассы до берега озера чуть больше 5 км.

В Черкаскуле из всех интересных объектов только старинный купеческий дом из белого камня, да психоневрологический интернат, еще можно в магазинчик заглянуть. Озеро почти болото, виды красивые, но купаться никак.

Если на Окункуле пойти налево, там будет платная поляна для отдыха. Можно пойти дальше, мимо садов "Подсолнух", и там искать на берегу удобное местечко.

А можно как я, через поселок Тихомировка, по правому берегу, в рассказе все есть.

Ну и конечно на велосипеде можно доехать, 75 за день - это нормально. Либо уже на выезде из Екатеринбурга голосовать автостопом. Автобусом неудобно, билеты дорогие, а выходить на полпути придется.

Карта озера Окункуль и дороги до него